БПЛА-камикадзе «Герань»: их сила в рое
Какова роль беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) камикадзе семейства «Герань» в «пищевой цепочке» высокоточного оружия большой дальности?
По сравнению с «орлами» гиперзвуковых ракет, «ястребами» оперативно-тактических ракет и «пустельгами» низколетящих крылатых ракет небольшие жужжащие «Гераньки» – это скорее насекомые. Но не стоит их недооценивать, как никто не станет недооценивать гнездо азиатских шершней, ибо их сила в рое.
Да, БПЛА-камикадзе семейства «Герань» показывают максимальную эффективность при групповом применении, когда повышенная уязвимость от средств противовоздушной обороны (ПВО) и ограниченная мощь боевой части (БЧ) компенсируются количеством одновременно применяемых изделий.
Вопрос в том, что когда БПЛА-камикадзе применяются сотнями единиц в сутки, то даже их запуск в сжатый промежуток времени становится достаточно сложным организационно-техническим мероприятием.
Проблемы множественных запусков
Применение единичных БПЛА-камикадзе семейства «Герань» не представляет проблемы и может осуществляться даже с направляющих, установленных в кузове небольшого автомобиля, или, например, с небольшой замаскированной площадки на границе лесополосы.
Запуск БПЛА-камикадзе «Герань-2» с кузова пикапа
Пока «Герани» применялись в количестве нескольких десятков единиц в сутки, то так оно и было, однако теперь их надо запускать сотнями, а в перспективе и тысячами, в течение часа и менее. Исходя из информации, опубликованной на ряде открытых ресурсов, в настоящее время запуск сотен БПЛА-камикадзе «Герань» осуществляется с выделенных специально для этой цели аэродромов, где оборудованы десятки площадок для запуска.
Казалось бы – так и проблемы нет, наверняка эти аэродромы находятся в относительно безопасном тылу?
Вряд ли эта «безопасность» надолго – рано или поздно на аэродромы-пусковые площадки БПЛА-камикадзе большой дальности полетит высокоточное оружие большой дальности противника.
И если запуски ограниченного количества БПЛА-камикадзе противника, с помощью которых они терроризируют нашу гражданскую инфраструктуру, ещё можно парировать с помощью средств ПВО, то защититься от малозаметных низколетящих крылатых ракет и высокоскоростных оперативно-тактических ракет с кассетными боевыми частями будет значительно сложнее.
А такие ракеты у противника однозначно появятся, либо их поставят официально, либо выдадут за «украинскую разработку» – всё это лишь вопрос времени. А это значит, что необходимость массированных запусков БПЛА-камикадзе семейства «Герань» необходимо сочетать со скрытностью, а желательно и с мобильностью стартовых позиций.
Украинская крылатая ракета британского происхождения «Фламинго»
На первый взгляд это не должно стать какой-то проблемой – в сети Интернет присутствуют изображения запусков БПЛА-камикадзе «Шахед-136» из многоярусных пусковых установок (ПУ) контейнерного типа, размещаемых на автомобильном шасси, что мешает реализовать аналогичные ПУ для БПЛА-камикадзе семейства «Герань»?
Каждый, кто сталкивался с недорогими двухтактными двигателями, использующимися, например, в садовых триммерах или недорогих мопедах, знает, насколько они могут быть капризны в эксплуатации. То воздух попал, то свечи залило, то ещё какая-то проблема, в общем, или запустится, но далеко не с первой попытки, или вообще потребует переборки.
Возникает вопрос, существуют ли схожие проблемы при запуске БПЛА-камикадзе семейства «Герань»?
Если проблем с запуском двигателей БПЛА-камикадзе «Герань» не возникает, то это многое упрощает, тогда существует множество вариантов их запуска с различных мобильных платформ.
Если же проблемы с запуском существуют, то возникает вопрос, могут ли они быть как-то устранены? Например, с помощью какого-то дополнительного модуля, осуществляющего предстартовую продувку двигателя сжатым воздухом, подогрев рабочих жидкостей (для отрицательных температур) и прочие необходимые процедуры.
Платформы-носители
В случае обеспечения беспроблемного запуска платформ для массового применения БПЛА-камикадзе семейства «Герань» может быть реализовано великое множество.
Разумеется, в первую очередь — это автомобильное шасси. Как показывает опыт Ирана, о котором мы говорили выше, пусковые стеллажи БПЛА-камикадзе «Герань» могут быть размещены даже на относительно небольших грузовых автомобилях, каждый из которых может транспортировать пять БПЛА, соответственно, чтобы запустить четыре сотни «Гераней», потребуется восемьдесят носителей, а для запуска тысячи «Гераней» их уже должно быть двести единиц.
Запуск БПЛА-камикадзе «Шахед-136» из кузова-контейнера небольшого грузового автомобиля
Плюсом такого решения является то, что отследить и накрыть одним ударом все «Газели» практически невозможно.
Логичным решением выглядит размещение БПЛА-камикадзе семейства «Герань» в крупногабаритных морских или железнодорожных контейнерах, например, по 10–15 единиц в каждом. Однако здесь может возникнуть проблема – единственный вариант выхода БПЛА из такого контейнера – это вверх, пусть даже и под углом, а это возвращает нас к вопросу надёжности запуска поршневого двигателя БПЛА-камикадзе «Герань», особенно в таком положении.
Если проблемы с запуском отсутствуют, то контейнерное размещение БПЛА-камикадзе семейства «Герань» сулит просто потрясающие перспективы по созданию платформ-носителей. Во-первых, это автоконтейнеровозы, которые дополнят или заменят ранее упомянутые «Газели» – для запуска сопоставимого количества БПЛА-камикадзе их потребуется в два-три раза меньше.
Во-вторых, это размещение контейнеров на железнодорожных составах – ранее мы говорили на эту тему в материале Проект «Орган»: стратегический комплекс для нанесения массированных ударов высокоточным оружием большой дальности – один такой ракетный поезд может разом запустить свыше тысячи БПЛА-камикадзе семейства «Герань».
Ракетные поезда, равно как и поезда с БПЛА-камикадзе семейства «Герань», будут уязвимы только для ядерного оружия – попробуй найди их в такой толчее
В-третьих, это размещение контейнеров с «Геранями» на морских и речных платформах – о целесообразности контейнерного размещения вооружений на надводных кораблях мы ещё в 2019 году говорили в материале Универсальные модули: решение проблемы разобщённости четырёх флотов России. Военно-морскому флоту (ВМФ) России «горшочки с «Геранями» дадут невиданные ранее возможности по проекции наступательной мощи на угрожаемых направлениях.
Что, если все они забиты «Геранями»?
Ну и наконец – применение БПЛА-камикадзе семейства «Герань» с авиационных носителей.
Зачем это надо, если сами «Герани» обладают практически стратегической дальностью полёта, по открытым данным превышающей тысячу километров?
Здесь есть несколько моментов, например, дальность можно разменять на массу боевой части, скорость полёта и/или средства повышения защищённости БПЛА от атак средств ПВО противника. Кроме того, не все наши противники будут находиться так близко, как Украина, а самолёт-носитель может добавить «Гераням» пару тысяч километров дальности за счёт своего радиуса.
Какой самолёт может быть оптимальным носителем БПЛА-камикадзе «Герань»?
Здесь ответ будет однозначным – это доработанный транспортный самолёт типа Ил-76.
О применении этих самолётов в качестве носителей БПЛА-камикадзе мы говорили в 2022 году в материале Проект «Кондор»: смерть с небес. Отличительной особенностью проекта «Кондор» являлось максимальное удешевление БПЛА, в том числе за счёт отказа от двигателя, а в качестве боевой части рассматривались штатные артиллерийские снаряды калибра 122 мм и 152 мм – производство БПЛА-камикадзе «Кондор» предполагалось в количестве сотен тысяч единиц в год.
Достижение относительно большой дальности должно было обеспечиваться за счёт планера с высоким аэродинамическим качеством и сброса с высоты порядка десяти километров. Массовость применения должна была обеспечиваться дешевизной изготовления и сбросом указанных БПЛА-камикадзе «Кондор» с транспортных самолётов Ил-76 в количестве по несколько десятков единиц за вылет.
Кстати, концепция планирующих боеприпасов оказалась работоспособной – авиабомбы с унифицированными модулями планирования и коррекции (УМПК) стали одним из важнейших инструментов Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ), а в Китае разработаны модули планирования и коррекции и для артиллерийских снарядов.
В наше время применение транспортных самолётов в качестве носителей высокоточного оружия большой дальности можно считать если не свершившимся фактом, то уж точно ближайшим будущим. В огромный грузовой отсек Ил-76 может поместиться пара десятков «Гераней», размещаемых на специальных стеллажах и покидающих самолёт-носитель самоходом или гравитационным сбросом с пологим набором высоты самолётом-носителем.
Ну и напоследок поговорим о радикальной модернизации БПЛА-камикадзе семейства «Герань», превращающей их в подобие крылатой ракеты.
Высокоскоростной прорыв
Низкая скорость полёта БПЛА-камикадзе семейства «Герань», оснащённого поршневым двигателем, это одновременно и преимущество, и недостаток.
С одной стороны, низкая скорость снижает заметность БПЛА для радиолокационных станций (РЛС) противника за счёт уменьшения доплеровского эффекта, при этом тепловая заметность поршневого двигателя также невелика, по крайней мере инфракрасные головки самонаведения (ИК ГСН) зенитных управляемых ракет (ЗУР) их захватывают плохо.
Кроме того, сбивать тихоходные БПЛА с помощью истребителей достаточно сложно – ракеты «воздух-воздух» их захватывают плохо, да и они весьма дороги, а при обстреле из пушки можно влететь в обломки сбитой цели, в чём ВСУ смогли неоднократно убедиться на собственном опыте.
Однако низкоскоростные, низколетящие БПЛА-камикадзе весьма уязвимы для стрелково-пушечного вооружения, кроме того, противник приспособил FPV-дроны для перехвата «Гераней», фактически превратив их в FPV-перехватчики.
Ещё несколько лет назад Ираном был показан БПЛА-камикадзе «Шахед-138», оснащённый турбореактивным двигателем (ТРД). Через некоторое время появилась информация и о российских БПЛА-камикадзе «Герань» с ТРД, предположительно, такая модификация получила обозначение «Герань-3», а затем о применении реактивных «Гераней» заговорили и ресурсы противника.
БПЛА-камикадзе «Шахед-238», оснащённый ТРД
Казалось бы, вот оно, решение, ведь благодаря высокой скорости полёта такие БПЛА-камикадзе «Герань-3» практически так же сложно сбивать, как и крылатые ракеты?
Однако всё не так просто, проблема в том, что турбореактивный двигатель – это весьма дорогостоящее изделие, разница в стоимости ТРД и поршневого двигателя может составлять несколько порядков.
Кроме того, увеличение скорости и высокая температура ТРД повышают заметность БПЛА для радиолокационных и инфракрасных средств обнаружения, а значит, и уязвимость для зенитных ракетных комплексов (ЗРК) противника. А возросшая из-за использования ТРД стоимость БПЛА-камикадзе делает его вполне привлекательной целью даже для уничтожения с помощью ЗУР и ракет «воздух-воздух».
Впрочем, возможность увеличить скорость БПЛА-камикадзе «за недорого» существует – использовать пульсирующий воздушно-реактивный двигатель (ПуВРД), который применялся ещё на немецких крылатых ракетах ФАУ-1 времён Второй мировой войны.
По сравнению с ТРД, ПуВРД состоит практически из одних недостатков – это шумный, горячий, потребляющий много топлива реактивный двигатель, но у него есть одно критическое преимущество – при оптимизации его конструкции и техпроцессов производства ПуВРД будет значительно дешевле ТРД, его стоимость вполне может быть сопоставима со стоимостью поршневого двигателя от «мопеда».
По сути, ПуВРД представляет собой изогнутую трубу с устройством впрыска топлива, в которой нет никаких вращающихся деталей, нет жаропрочных лопаток турбин и прочих сложных и дорогостоящих деталей – ранее мы говорили о потенциале ПуВРД для применения на БПЛА-камикадзе в материале В США переизобрели ФАУ-1: это может стать новой вехой в создании БПЛА-камикадзе.
БПЛА Scitor-D (слева) и возможный облик «Герани» с ПуВРД
Насколько уменьшится дальность полёта БПЛА-камикадзе «Герань», оснащенного ПВРД, по сравнению с БПЛА, оснащенным ТРД или поршневым двигателем?
Сложно сказать, особенно учитывая то, что мы достоверно не знаем и дальность базовой модели с поршневым двигателем. Можно предположить, что если дальность БПЛА-камикадзе «Герань-2» с поршневым двигателем составляет порядка 1000–1500 километров, то для «Герани» с ПУВРД она составит порядка 200–500 километров.
Что ж, в зоне поражения БПЛА-камикадзе «Герань-2» всё равно окажется значительное количество объектов противника, даже если запускать их с транспортных самолётов вне зоны досягаемости ЗРК противника или с неприметных «Газелей», курсирующих в нескольких десятках километров от линии боевого соприкосновения.
В любом случае, БПЛА-камикадзе «Герань-2» не заменят, а дополнят существующие модификации, существенно расширив их «ареал обитания» — сферу применения.
Выводы
Так какое понятие более применимо к БПЛА-камикадзе семейства «Герань» – революция или эволюция?
Зависит от контекста – если говорить о совершенствовании конструкции этого оружия, то это скорее эволюция, но если говорить о влиянии, которое оно оказало, оказывает и будет оказывать на характер ведения боевых действий, то здесь уже вполне можно говорить о революции.
Семейство БПЛА-камикадзе «Герань» действительно получилось уникальным – вряд ли США стали бы копировать и выдавать за свою разработку что-то посредственное.
Вопрос в том, получилось ли у них, или американская «Герань» стоит как B-2 Spirit?
Одно можно сказать точно – семейство «БПЛА-камикадзе «Герань» продолжит развиваться, и с помощью этого оружия Вооружённые силы Российской Федерации по-прежнему будут разить цели на всей глубине территории противника.
- Андрей Митрофанов
Обсудим?
Смотрите также: